V-ХI ВЕКА.
ВИЗАНТИЙСКАЯ
И ПЕРСИДСКАЯ АРМЕНИИ.
АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ.
ДОСТИЖЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ ДИНАСТИЕЙ БАГРАТИДОВ
В течение
V-VI веков Армения оставалась разделённой между Восточно-Римской
империей (Византией) и Персией. По разному сложились судьбы
армянских земель - в византийской части была введена имперская
администрация, в персидской, по словам историка Егише, -
«царство перешло к нахарарам» (князьям), которые подчинялись
правителю, назначаемому персидским царём. В этот тяжёлый
период армяне сохранили себя и свою культуру благодаря мужеству
и стойкости народа. Громадным подспорьем этому послужило
великое изобретение начала V века - создание армянским учёным
Месропом Маштоцем национальной письменности.
MESROP Mashtots-Alphabet PHOTO
Феодальный
строй проник в обе части раздробленной Армении, постепенно
она распалась на множество княжеств, к концу VII века их
насчитывалось уже около пятидесяти. Наиболее влиятельными
из них были княжества Мамиконидов, Багратидов, Арцрунидов.
По разному складывались и вассальные отношения в византийской
и персидской частях Армении. Западная Армения подчинилась
власти единоверного императора и поддалась новой волне эллинизации,
на Востоке росло недовольство персидским владычеством. В
V-VI веках вспыхнул ряд восстаний народа. Это был протест
против попыток искоренить в стране христианство и ассимилировать
армянский народ. Наиболее значительное сражение произошло
26 мая 451 года на Аварайрской равнине, возглавил его полководец
Вардан Мамиконян, которому удалось собрать 66 тысяч воинов.
AVARAYR FOTO
В этом сражении, по словам историка и очевидца Егише, «цветущие
поля были залиты кровью» и «сердце человека разрывалось
при виде груд убитых». Девизом сражения стали вещие слова
- «Смерть осознанная - это бессмертие». Позднее Вардан и
все павшие с ним в бою были причислены армянской церковью
к лику святых. Знаменитая Аварайрская битва была проиграна,
однако, встретив упорное сопротивление, персы вынуждены
были отказаться от посягательств на религию и самобытность
армянского народа.
С середины
VI века начинается постепенное расширение византийской Армении
за счёт персидской. К началу VII века восточная граница
византийской Армении доходила до озера Ван. Персия слабела
и в 30-ых годах VII века была сокрушена арабами. По миру
началось шествие новой религии - ислама. Образование Арабского
Халифата - могущественного военно-феодального государства,
стало на долгое время исторической реальностью, с которой
вынуждены были считаться и мириться многие страны и народы
древнего мира.
Опустошительные набеги арабов в 640, 642-643 и 650 годах,
сопровождавшиеся грабежами, разорением и уводом жителей
в плен, вынудили бывшую персидскую Армению признать власть
Арабского Халифата, но на определённых условиях автономии
и сохранения феодальных княжеств. В 652 году полководец
и дипломат Теодорос Рштуни заключает выгодный для Армении
договор. Армения становится провинцией Арабского Халифата,
в страну был назначен наместник, которого армянские историки
называют «востикан».
Конец VII и начало VIII веков наполнены восстаниями народа
против власти Халифата, особую активность проявлял княжеский
дом Багратидов, который в конце концов достиг своей цели
в 744 году, когда Багратиды получили титул правителей Армении.
В 859 году князь дома Багратидов Ашот получил в свои руки
управление Арменией с титулом «ишхан-ин-ишхан» (князь князей).
Употребив все силы для умиротворения страны, Ашот, человек
способный и прозорливый, создал армию, укрепил власть, после
чего Халифат уже не решился отказать ему в титуле царя.
Но это произошло спустя четверть века фактического правления;
в 885 году Ашот принял титул царя. Его признал также византийский
император Василий I, приславший корону и дорогие подарки.
Вслед за Багратидами доби-лись самостоятельного княжества
Арцруниды, Сюникские князья и другие. Страна разделилась
на ряд княжеств, преследовавших свои интересы, весь этот
строй отношений приобрёл характерные черты феодализма.
Историки изображают правление Ашота I как эпоху процветания
Армении. Соседние же армянские княжества продолжали истощать
друг друга в постоянных войнах, которые справедливо назвать
междоусобными. Во владениях Багратидов царило сравнительное
спокойствие, воздвигались церкви, монастыри, больницы, в
961 г. столица была перенесена из Карса в Ани, который богател
и рос. Соседи искали союза с сильными Багратидами, внутри
страны развивалась торговля. Апогея своего блеска и могущества
Багратидское царство достигло при Гагике I (989-1020 гг.).
При нём также были основаны новые школы, больницы, завершена
постройка собора в Ани, вызывающего и поныне восторг архитекторов
и археологов.
ANI FOTO
С середины
XI века армянское царство и княжества стали быстро клониться
к упадку частью под влиянием междоусобных распрей, частью
вследствие натиска Византии, получившей свободу действий
после ослабления Халифата, частью под натиском новых завоевателей
- турок-сельджуков, начавших свои походы против Армении
во второй половине XI века. Армения вновь оказалась разделённой
между мусульманским Востоком и христианским Западом, как
когда-то между римлянами и персами. В последней четверти
XI века она представляла бедственную картину. Страна была
опустошена войнами и набегами, города разрушены, торговля
прервалась, культуре был нанесён тяжкий удар. Некоторые
армянские князья, уступившие свои владения Византии, получили
взамен города и земли на далёком юго-западе империи, у Средиземного
моря, в горах Киликийского Тавра. Киликия и явилась колыбелью,
из которой выросло новое армянское царство - Киликийское,
сохранившее традиции армянской культуры и в течение ещё
трёх столетий поддерживавшее армянскую государственность.