apricosapricosapricos








   Удивительная
Люди
Природа
Культура
История
Кухня










Исторические Памятники

ТАТЕВ

Среди памятников Зангезурской архитектуры не найдется равный Татевскому монастырю. Он был основан в IX веке, на месте древнего святилища. Его выгодное стратегическое расположение в труднодоступном месте, благоприятствовало созданию здесь мощных укреплений. Некоторое время Татевский монастырь был не только религиозным, но и политическим центром Сюникского княжества. Ввиду неблагоприятных политических положений, в Татевском монастыре были устроены многочисленные потайные хранилища и ходы, дабы иметь контакт с внешним миром.


ЭЧМИАДЗИНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЭЧМИАЗИНЕ

Здесь, на территории около 60 тысяч квадратных метров расположены — кафедральный собор Сурб Эчмиадзин, Духовная Академия святого Эчмиадзина, резиденция Патриарха, Католикоса всех армян, Синод Армянской церкви, библиотека и книгохранилище, кельи монашеской братии, некоторые другие вспомогательные церковные службы.
Кафедральный собор — древнейший христианский храм Армении и первый во всём христианском мире. Первый камень в фундамент этого храма был заложен в 301 году Григором Лусаворичем (Просветителем) — первым католикосом Армянской церкви, в царствование Трдата 111(287— 330 гг.).
Первоначально построенный в форме базилики, собор уже в 483 году был перестроен, ему была придана крестообразная форма, увенчанная куполом. Деревянный купол здания, просуществовав до VII века, был заменён на каменный. Эта композиция центральной части собора сохранилась почти без изменений до нашего времени.

ХРАМ ГАЯНЕ В ЭЧМИАЗИНЕ

Храм Сурб Гаянэ расположен к югу от монастыря, неподалёку от озера. Согласно летописным источникам, он был возведён в 630 году по повелению католикоса Езра на месте часовни IV века. Построенный в виде купольной базилики, он в 1652 году был капитально обновлён, а в 1683 году к его западному фасаду пристроили галерею — место погребения иерархов армянской церкви. Крайние купола галереи увенчаны изящными шестиколонными звонницами. Место, на котором возведён храм, по преданию, было винодельней, стоявшей в пригороде Вагаршапата в окружении виноградников. Здесь нашли своё убежище христианские монахини, бежавшие из пределов Рима от преследований императора Диоклетиана. В их числе были Рипсиме, Гаянэ и Шогакат.

ХРАМ СВ. РИПСИМЭ В ЭЧМИАЗИНЕ

Храм Сурб Рипсиме, оконченный строительством католикосом Комитасом в 618 году — пример совершенства церковного зодчества. Крестово-купольная система его подчинена вертикальной оси подкупольного пространства. Торжественной монументальностью и кристальной ясностью веет от этого храма. Декоративное убранство здания предельно скромно, оно даёт зрителю возможность сосредоточиться на его формах. Двухъярусная колокольня с восьмиколонной звонницей, пристроенная в 1790 году, не нарушает гармонии. Из былого интерьера сохранились инкрустированные перламутром престольные врата 1741 года, нахоящиеся сейчас в притворе церкви. В алтарной апсиде размещена строительная надпись, читаемая так: «Христе Боже, помяни Комитаса, католикоса Армении, строителя святой Рипсимии». Мощи св. Рипсиме покоятся в подземной усыпальнице под алтарной апсидой.
Археологи, проводившие раскопки на территории храма, высказали предположение, что в дохристианскую эру на этом месте находился античный храм, весьма похожий на храм в Гарни. Об этом говорят найденные ими фрагменты этой постройки, поразительно схожие с деталями Гарнийского храма, и его расположение при дороге у восточных ворот города. Не о таком ли храме, посвящённом богу солнца — Митре, Аполлону, стоявшем на главной дороге, подле Арташата, пишет Мовсес Хоренаци.

 

МОНАСТЫРЬ ХОР ВИРАП

Хор Вирап — монастырь в Армении (провинция Арарат), находящийся почти на самой государственной границе с Турцией, в непосредственной близости от подножья горы Арарат. Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение 13 лет св. Григория Просветителя до того как был обращен им в христианство (в 301 г.).

 

 


ЗВАРТНОЦ ИЛИ ХРАМ СВ.ГРИГОРИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЯ

Храм Звартноц и покой католикоса неподалеку от него построены католикосом Нерсесом III, прозванным «Строителем», (641-661гг.) на старой дороге, ведущей из Вагаршапата в Арташат, так где встретились Григорий Просветитель и царь Армении Трдат (3 км. к востоку от теперешнего г. Эчмиадзина). Храм простоял свыше 3-х столетий, был разрушен землетрясением. Впервые раскопан в 1900-1907 гг. Архимандритом Хачиком Дадьяном. После детального обследования и изучения развалин архитектор Торос Тораманян составил план реконструкции плана. До нас дошли и охраняются государством развалины храма и покои католикоса.

 

АХАРЦИН
В лиственных лесах Тавушского региона, взору открывается шедевр армянского зодчества, яркий пример гармонии природы с архитектурой - монастырь Агарцин. Монастырский комплекс был основан в 10-13 вв. и состоит из церквей Св. Григория, Св. Богородицы, Св. Степана и других подсобных помещений.







ДВЕ ЦЕРКВИ НА ПОЛУОСТРОВЕ ОЗЕРА СЕВАН

На расстоянии около 3 километров от берега в пустынной тогда северо-западной оконечности Гегамского моря, подле истока реки Раздан одиноко возвышался небольшой скалистый остров, едва достигавший пятисот шагов в поперечнике. Остров был необитаем, лишь изредка на него высаживались, карабкаясь по скалам, рыбаки, да иногда скрывались бежавшие от правосудия.
В самом конце VIII века здесь обосновались несколько монахов, построивших часовенку и несколько келий. Положение острова было столь удобно — обособлено, с богатыми рыбой водами, неподалеку от торгового пути, что увеличившаяся монашеская братия начала возводить на острове монастырь. Постройку повели от стен укреплений, вырубив для этого в скале вокруг острова уступ и уложив на него большие каменные блоки. Стена опоясала остров, над нею была выстроена сторожевая башня с небольшими воротами.
После этого были возведены три церкви, кельи и хозяйственные постройки. Церкви Сурб Аракелоц и Аствацацин дошли от тех времён до наших дней. Это небольшие крестово-купольные сооружения с тремя апсидами и прямоугольным западным приделом. Жизнь этого монастыря не особенно богата событиями; самое яркое относится к концу IX века, когда в нём некоторое время обитал армячский царь Ашот Железный. Отсюда им было дано сражение арабам, вышедшим к берегу Севана. В этом сражении, кроме малочисленного отряда армянского царя, участвовала и монашеская братия. Победа над арабами была полной, монахи отнесли её к воле провидения, Ашот — к своей доблести, история их ещё не рассудила.
Арабы, орды Тамерлана, а затем и персы часто беспокоили и разоряли побережье. Случалось им добираться и до монастыря. Монашеская братия оборонялась, отбивая набеги, и монастырь жил, утратив, правда, со временем свои стены, что, по всей вероятности, случилось в XVI— XVII веках. Своё существование эта церковная обитель прекратила в 1930 году, когда последний монах покинул остров.


ЦЕРКОВЬ МЕСРОПА МАШТОЦА В ОШАКАНЕ

Маленькая церковь, крестообразная в плане, центрально-купольной композиции, построенная в VII веке. Находится в садах села Ошакан Аштаракского района.
Возведена в 1875 глду католикосом Георком IV на старом фундаменте церкови, стоявшей на усыпальнице св.Месропа Маштоца. По композиции представляет собой сводчатый зал.

САГМОСАВАНК

Сагмосаванк ведёт своё начало с 1215 года, когда по повелению князя Ваче Вачутяна здесь был возведён храм Сурб Сион. Его же стараниями был построен и храм Сурб Карапет в Ованаванке. Обе эти церкви принадлежат к одному типу крестово-купольных с двухэтажными приделами во всех углах здания. В интерьерах доминирует подкупольное пространство, что заметно и в их внешних формах.
Книгохранилище Сагмосаван-ка принадлежит к числу достаточно редких по назначению и оригинальных по композиции сооружений Армении. Большой внутренний объём, двухэтажные приделы в его юго-восточной части, позволяют предположить, что здесь кроме хранения рукописей занимались и их перепиской в скриптории. В оградах монастырей, на прилегающих к ним кладбищах, а также внутри самих зданий сохранилось множество надгробий, некоторые в виде богато орнаментированных хачкаров. Интересны и хачкары на постаментах в Сагмосаванке.

АХПАТ

Время основания Ахпатского монастыря, находящегося к северо-востоку от Санаина, относят к X веку. Он был основан во время правления царя Ашота III из династии Багратидов. К числу его памятников относятся церковь Св. Богородицы, возведенная в 1025г., церковь Св. Ншана (св. Знамения), книгохранилище и другие подсобные помещения. В этом монастыре в конце 18 века жил известный народный ашуг - Саят-Нова.


НОРАВАНК

Монастырский комплекс Нораванка находится в 2 км. от с. Амагу Ехегнадзорского района, состоит из двух церквей, притвора и фамильной усыпальницы князей Орбелянов. К западной стороне церкви св. Карапета (1221-1227 гг.) был в 1261 году пристроен притвор. Сводчатая церковь св. Григория, или фамильная усыпальница князей Орбелянов (пристроена рядом с церковью св. Карапета), возведена была в 1275 году. Двухъярусная церковь-усыпальница построена в 1339 году князем Буртелем Орбеляном. В 2002 году церкви польностю востановили и включен в список ЮНЕСКО.

АМБЕРД

Одним из самых ярчайших примеров средневековой армянской архитектуры является крепость-замок Амберд. Армянские строители строили свои крепости, используя естественную защиту. Именно так поступили строители Амберда: он был возведен на мысе, ограниченном обрывами глубоких ущелий. Основная часть крепости – церковь, построенная князем Ваграмом Пахлавуни в 1026 г.

ОДЗУН

Одзунский монастырь представляет собой купольную базилику. Очень мало сведений сохранились об этом монастыре, но, учитывая общую конструкцию церкви, внутреннее убранство, некоторые архитектурные тонкости, Одзунский монастырь относят к строениям 6 в.

САНАИН

Неподалеку от Ахпата находится другое чудо Лорийского региона – монастырь Санаин. Этот монастырь, построенный в 966 г. в дни правления Ашота III, в начале состоял из церквей Св. Богородицы и Аменапркича, а затем только были построенны дополительные подсобные помещения. Между церквями Св. Богородицы и Аменапркича строителями был оставлен узкий проход. Однако вскоре зодчие поняли, что в случае землятресения, обе церкви разрушатся и нашли очень хитроумное решение этой проблемы: они заполнили пространство между церквями еще одной постройкой, что значительно повысило сейсмическую устойчивость всех сооружений. Этим помещением является Академия. Церковь польностю востановили и включен в список ЮНЕСКО.

МОНАСТЫРЬ ГЕГАРД

На северо-востоке, в семи километрах от Гарни, выше по ущелью реки Азат находится знаменитый Гехард, славящийся своею скальной архитектурой, успешно соперничающей с наземными постройками. Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в синеву неба, в окружении суровой и величественной природы. Указателем пути к нему служит фигура львицы на высоком пьедестале у крутого поворота дороги, неожиданно открывающего вид на монастырь.
Время основания Гехарда точно не установлено. Вероятнее всего на этом месте в начале IV века был основана обитель, получившая название Айриванк (пещерный монастырь) из-за своего расположения в естественных и искусственных пещерах. Позднейшее название монастыря — Гехард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьём, по преданию тем самым, которым был пронзён на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.
Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гехарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, не решавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни.. Часть монастыря вырублена в скале, от тех времён в ней сохранились небольшие фрагменты фресок тёмной тональности, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.


МОНАСТЫРЬ КЕЧАРИС

Монастырь Кечарис в XII— XIII веках был крупным духовным центром Армении со своей школой.
Первым в монастыре был построен главный храм — церковь Просветителя. На тимпане южной двери вырезана хорошо сохранившаяся строительная надпись Григора Магистроса Пахлавуни с датой — 1033 год; в ней сообщается, что церковь построена в царствование Гагика и патриаршество Саркиса. Храм представляет из себя просторный сводчатый зал, увенчанный широким куполом, разрушенным землетрясением 1828 года. Пропорциональность внутренних пространств здания придаёт храму не только красоту, но и величественность. Наружное убранство его весьма скромно. Порталы входов обрамлены выступающими колонками, между которыми переброшены арки, узкие окна сверху также обрамлены небольшими арочками. Скупые резные орнаменты имеются лишь на фризе, опоясывающем барабан купола, да в алтарной апсиде. К югу от церкви Просветителя, за несколькими хачкарами, расположилась миниатюрная церковка Сурб Ншан, возведённая также в первой половине XI века. Это подтверждает декор её западной двери, сходный с убранством двери церкви Просветителя. Церковь имеет один небольшой неф с двумя пилонами у стен, венчает её купол с высоким круглым барабаном.
В первой четверти XIII века зодчим Вециком была возведена последняя церковь монастыря — Катогаке. В память об этом восточнее её здания поставлен хачкар. Крестово-купольная церковь имеет двухэтажные приделы во всех четырёх углах молитвенного зала. Стройный силуэт церкви, изящное орнаментальное убранство её интерьера соответствуют лучшим художественным традициям того времени.
Между церквями Просветителя и Сурб Ншан располагалась небольшая прямоугольная часовня XI века, служившая усыпальницей основателя монастыря Григора Магистроса Пахлавуни. Рядом с ней было помещение школы.
Церковь Воскресения, находящаяся в удалении от монастырских построек, была возведена в 1220 году. В этой небольшой, внешне прямоугольной, церкви с высоким куполом захоронены несколько настоятелей монастыря Кечарис.

ГАРНИ
Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в. н. э. Была перестроена армянским царём Трдатом I (54—88 гг.) в 76 г., о чем свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке. Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому (286—330 г.).

Дворцовый исторический комплекс Гарни находится рядом с одноимённым современным посёлком. Храм Гарни, единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. Как полагают, он был посвящён языческому богу Солнца Митре. Построен рабами-греками, оставившими на камнях надпись — жалобу, на то, что им не заплатили за работу.
Возле храма сохранились останки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке. Здание включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Полы украшены эллинистической мозаикой.